Центр современной хореографии «Вортэкс»: опыт создания и развития

Создавая в 1999 г. в Москве Центр современной хореографии, я прежде всего опирался на то, чтобы его преподаватели были специалистами-универсалами, в совершенстве владели классическим и народным танцем, джазом, степом, модерном, танцевальной акробатикой и гимнастикой, чтобы все эти программы развития учащиеся могли получить в одном районе города, в одном Центре…

В конце 1990-х гг. в связи с произошедшими в России политическими и экономическими событиями отношение и внимание к культуре со стороны государства в целом изменилось, причем не в лучшую сторону. Сегодня уникальная, веками сложившаяся система хореографического воспитания выживает в непростых условиях противодействия необратимым процессам разрушения детского, любительского и профессионального хореографического искусства. Процессам, в результате которых многие государственные учреждения культуры, вузы перестали существовать, или приняли другие организационно-хозяйственные формы.

Некоторые государственные институты перешли на коммерческую основу, при этом ничего не сделав для сохранения в своих рядах высококвалифицированных специалистов, не создав достойных условий для их работы. Как следствие, многие известные педагоги-хореографы, мастера-практики по разным причинам ушли из профессии, кто-то — из жизни или уехали из России в страны, где успешно повышают уровень хореографического искусства.

Именно поэтому сегодня государственные образовательные учреждения работают менее эффективно, специфика работы и организации учебного процесса носит формальный характер. Как известно, преемственность знаний и поколений — решающий фактор в развитии любого дела, будь это наука или культура. Поэтому студенты стремящиеся получить не только диплом, но и знания, соответствующие мировым стандартам, занимаются у ведущих российских и зарубежных педагогов-хореографов на программах повышения квалификации, проводимых такими организациями, как Центр танца «Вортэкс». Сегодня многие молодые исполнители, педагоги-хореографы желают освоить профессию и быть конкурентоспособными в современном мире танца. Это возможно только тогда, когда находишься в постоянном движении и развитии, в желании получить новые знания и быть универсалом в профессии.

Такая практика сохранения и развития хореографического искусства существует во всем мире. Поэтому проект создания в России современного центра танца, где есть все условия для организации и проведения мастер-классов, творческих лабораторий, международных образовательных программ, продиктован самой жизнью.

Начали с создания школы танца, где любительское направление и профессиональные программы развития по всем ранее перечисленным видам хореографии сформировали комплекс услуг, позволяющий развивать проекты Центра танца, носящие как коммерческий, так и некоммерческий, социальный характер. Затем появился разносторонний репертуар детского театра, спектакли взрослого, профессионального коллектива, состоящего из студентов и педагогов Центра. Таким образом, на основе взаимных интересов и возможностей образовался единый творческий организм.

Наличие пяти профессиональных танцевальных залов, «открытой сцены» для показа экспериментальных работ молодых хореографов, информационного центра и развитой инфраструктуры позволило создать программу повышения квалификации, проходящую в течение всего года. Студенты и педагоги приезжающие из различных городов России и ближнего зарубежья, участвуют в международных фестивалях и образовательных программах, организованных Центром танца.

Результатом многоплановой работы Центра стал проект: «Вортэкс — территория танца». Основной его целью является создание на территории России единого творческого пространства, способного объединить действующих исполнителей, педагогов и хореографов вокруг творческих и образовательных программ Центра.

К тому же в последние годы резко возросла роль Москвы как одной из европейских культурных столиц. Палитра ходжественной жизни Москвы разнообразна и насыщена. Московский театр по праву считается культурным достоянием страны, демонстрируя предельно широкое жанровое разнообразие.

Тем более очевидно отсутствие на культурной карте столицы современного Центра танца.

Мировая театральная практика показывает, что роль Центра танца, объединяющего театры современной хореографии, постоянно возрастает и становится одной из доминант театра нового века.

Современный танец — искусство, соответствующее динамике и культурным потребностям сегодняшнего общества. Как уникальное и независящее от языка средство международных гуманитарных контактов современный танец служит интенсивному обмену художественными идеями и ценностями во всем мире, представляет собой мощный инструмент роста взаимопонимания и строительства мирового культурного пространства. Практически каждый крупный европейский город имеет центр и театр современного танца, не говоря о развитой сети государственных, общественных и частных организаций, целью которых является развитие и поддержка этой художественной формы.

Россия имеет богатейшие танцевальные традиции. В начале XX в. именно здесь был совершен радикальный поворот к современной хореографии. Однако в настоящее время отечественный театр танца практически не имеет институтов и организаций, способствующих его развитию. Частные усилия артистов, отдельных коллективов, школ и фестивалей не могут удовлетворить все потребности жанра.

При этом несомненно, что интерес к театру современного танца постоянно растет со стороны и зрителей, и артистов. Увеличивается количество фестивалей, танцевальных групп, школ современного танца, реализуются международные проекты. Отечественные коллективы успешно участвуют в международных фестивалях и конкурсах, что свидетельствует о признании российского направления в современном танце.

Сегодня складываются условия для ускорения развития отечественной современной хореографии. У Москвы как мирового культурного и географического центра существуют оптимальные возможности для развития танцевального искусства в России. Огромную пользу при этом может принести Центр современной хореографии, созданный в столице и действующий аналогично подобным организациям в европейских столицах.

Основные задачи проекта «Вортэкс — территория танца»:

  • проведение в Москве и городах России международных образовательных программ (семинаров и мастер-классов) с участием ведущих российских и зарубежных педагогов-хореографов;
  • создание танцевальных спектаклей и хореографических постановок в сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными театрами современного танца. Организация гастрольных выступлений в России и за рубежом;
  • организация и проведение ежегодной Международной образовательной программы «Зимняя школа», «Летняя школа», Джаз-конгресс «Вортэкс» и Фестиваля молодых исполнителей джаз- и степ-танца, «Траектория движения» и «Азбука хореографии»;
  • участие в российских и международных фестивалях современного танца, международных образовательных программах ведущих танцевальных центров по обмену студентами;
  • использование Интернета для информационного обеспечения деятельности Центра. Проведение тематических выставок, выпуск полиграфической продукции, рекламных и информационных материалов, направленных на популяризацию современного танца и привлечение широкого общественного внимания к образовательным и творческим программам Центра¹.

 

Проект призван вывести на качественно более высокий уровень деятельность российских танцевальных коллективов, отдельных хореографов и исполнителей, работающих в современных жанрах хореографии.

Планы дальнейшей реализации проекта «Вортэкс — территория танца» тесно связаны с расширением географии его участников, развитием концертной и просветительной деятельности Центра. Это возможно только при условии реального сотрудничества с государственными структурами, работающими в области социальной и культурной политики, а также с заинтересованными частными организациями и фондами.

Искусство движения и современного танца носит массовый, общественный характер и является общедоступным, независимым от языковых барьеров средство международных гуманитарных контактов. Проект «Вортэкс — территория танца» является мощным инструментом обмена художественными идеями и ценностями, реальным вкладом в строительство мирового культурного пространства.

Фактически организация и работа Центра «Вортэкс» — исключительная возможность для всех, кто занимается танцем расширить свои знания и кругозор в мире современной хореографии, познакомиться на практике с различными ее направлениями, методиками преподавания, обменяться опытом работы на мастер-классах лучших российских и зарубежных педагогов-хореографов.

А.А. Тимофеев
аспирант, директор Центра
современной хореографии «Вортэкс»

¹ Основные события сезона 2006/2007/ /Траектория движения. — 2006. — №2.

No Comments

Post A Comment