Классический, народный, современный танец и хореографическое образование

Писать сегодня о хореографическом образовании в России не очень просто. И это не потому, что не о чем. Писать есть о чем, но для этого должен быть определенный настрой, позволяющий заметить и найти что-то весьма положительное в учебном процессе.

Ушли из жизни многие известные в России педагоги, некоторые покинули родину, пытаясь воспитать таланты в других странах. Постепенно стали исчезать исполнители, чей актерский талант мог бы сверкать долгое время на наших сценах. Я говорю не только об исполнителях, которые получают образование в хореографических училищах и школах-студиях различных городов России, но и о наших центральных городах, где процесс воспитания подрастающего поколения продолжается, как и раньше.

Но вот творческий результат появляется все реже и реже. Невольно напрашивается вывод, что многие педагоги стали менее активно работать на конечные успехи, что цель воспитания талантов стала далекой, она почти скрылась за горизонтом.

Создается впечатление, что их как бы вполне устраивает сам по себе образовательный процесс с его каждодневными заботами и проблемами, который почти не претерпел изменений за последние десятилетия, как будто мы стараемся отгородиться от всего положительного, что было создано и создается в современном мире танца. А в это время постепенно уходит все ценное, что отличало русскую школу хореографического искусства с ее острым взглядом на изменения, происходящие в мире, с ее умением видеть перспективу развития всех направлений хореографии.

Причем речь идет не только о средних учебных заведениях искусства, в которых готовят исполнительские кадры, но и высших, призванных воспитывать педагогические и особенно балетмейстерские таланты. Да, искусство — это не фабрика, и ведущие танцовщики и балерины, как и интересные хореографы, имена которых не сходили бы с уст любителей хореографического искусства, не рождаются каждый год.

Говорить о том, что на Руси перевелись таланты, не очень хочется, да это и не так. Дети поступают в учебные заведения с хорошими природными данными, такими, о каких только могли мечтать в прошлом педагоги и хореографы. Они умны и прагматичны, многие владеют информатикой, успешно пользуются Интернетом. Но что-то ускользает от нашего внимания, на каком-то этапе мы начинаем их терять, а в результате от перспективного ученика остается только его фамилия.

Большинство преподавателей средних и высших учебных заведениях имеют высшее хореографическое образование и богатый сценический опыт. Материальная база в хореографических училищах становится все лучше и лучше, полы покрывается специальным балетной пластиком, что учитывает современные требования профессиональный сцены, появляется современная звуковая и световая техника.

Тогда почему нет заметного результата? Может быть, методика преподавания хореографических дисциплин не совсем та, которая позволила бы получить исполнительские кадры на высоком качественном уровне? Вроде бы и здесь все осталось по-старому, программа по классическому, народно-сценическому и историческому танцу не претерпела значительных изменений. В учебную сетку часов добавили современный танец, который стал часто использоваться хореографами в театрах и брать на себя значительную часть текущего репертуара. Да и подтанцовки у эстрадных звезд и полузвезд требует от исполнителей знаний современного танцевального материала. А то, что в этих эстрадных номерах танцуют выпускники хореографических училищ, уже не является секретом. Материальное стимулирование оправдывает это участие.

В последнее время значительную нагрузку по воспитанию исполнительских и педагогических кадров стали брать на себя альтернативные учебные заведения, то есть те заведения, которые готовят хореографические кадры на коммерческой основе. Почему их называют альтернативными, трудно сказать. Главное, что выпускники этих учебных заведений, подготовленные педагогами профессионалами, заявляет о себе все громче и громче.

Недавно в одной из передач по телевидению ведущему танцовщику Большого Театра задали вопрос, что ему труднее — танцевать на сцене партию Принца в балете «Лебединое озеро» или ведущую партию в современном спектакле с современным хореографическим текстом? Не задумываясь, танцовщик ответил, что труднее, безусловно, исполнение партии Принца, где нужно несколько раз менять образ героя в течении спектакля, а отсюда каждый раз менять и сам танец героя. Да и образ Принца создать на сцене становится все труднее и труднее, тогда как для спектакля, построенного на современном хореографическом языке, требуются профессиональные хореографическая подготовка и хорошее здоровье.

Никто не станет отрицать, что превратиться в сказочного персонажа, обладающего манерами прошлых веков, с хореографическим позами, отвечающими высокой исполнительской подготовке с точными позициями и положениями в ногах и руках — все это и есть настоящий труд исполнителя и педагога его подготовившего. Именно за это мы любим наш балет, именно это поставило его в один ряд с другими видами великих искусств.

Понять причины падения интереса к нашему любимому искусству со стороны исполнителей, педагогов, хореографов и, как следствие, уже со стороны зрителей — это основная задача нашего времени. Если мы поймём это и начнем лечить затянувшийся болезнь, когда любимое народом танцевальное искусство сможет вновь вернуть себе уважение и признательность.

С моей точки зрения, основная работа должна вестись в средних и высших учебных заведениях. Именно там потерян интерес со стороны как исполнителей, так и педагогов.

Хореограф без базового образования, как и педагог, не может создать высокохудожественное произведение балетного, народного и современного искусства в классе или на сцене. А начинать следует с восстановления своей любви к танцу!

А.А. Борзов,
член-корреспондент Петровской академии
науки и искусства, профессор

No Comments

Post A Comment